Урок 3. Пять источников финансирования НКО

ИСТОЧНИК № 1 - ГОССТРУКТУРЫ

Это возможности, которые прописаны в программах поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций. Речь идёт о субсидиях как федерального, так и регионального, и  муниципального уровней. То есть деньги выделяются  из государственного бюджета.  Конкурсы субсидий на федеральном уровне проводят комитеты и министерства, например - Министерство культуры, Министерство здравоохранения и т.п. Важно, что на уровне регионов это могут быть не только конкурсы субсидий на поддержку проектов, но и субсидии на создание социальной рекламы, на компенсацию коммунальных расходов или на обучение… Помимо субсидирования есть и другие формы поддержки от государства. Это может быть как денежная, так и методическая, организационная или инфраструктурная помощь. Все, что прописано в 31-й статье ("Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций…") ФЗ "О некоммерческих организациях". Иногда подобные программы поддержки предусмотрены даже на уровне муниципалитета.

ИСТОЧНИК № 2 - ФОНДЫ

Самые разные фонды - частные, государственные, зарубежные и т.д. - предоставляют гранты на конкурсной основе. Среди государственных самый известный - "Фонд президентских грантов". В частном сегменте - фонды Потанина, Прохорова, "Вольное дело" Олега Дерипаски, "Наше будущее". Также поддержку российским НКО на конкурсной основе оказывает Европейская комиссия, Совет Министров Северных стран, но в этом случае речь идет уже о зарубежном финансировании. Существуют также совместные фонды, например, "Фонд поддержки публичной дипломатии" им. Горчакова. Можно получить средства из фондов местных сообществ, которые дают мини-гранты на уровне своего  муниципального образования, города и так далее. То есть это ресурсы, которые выделяют именно фонды, объявляя конкурсы на проекты или на поддержку каких-нибудь инициатив.

ИСТОЧНИК № 3 - СРЕДСТВА БИЗНЕСА

Здесь есть огромное количество вариантов, как именно можно получить необходимые ресурсы. Это и участие в конкурсах, учрежденных бизнесменами, и поддержка волонтерским трудом или pro bono, спонсорство, специальные программы в виде постоянных отчислений на зарплаты сотрудникам и так далее. Существуют десятки вариантов того, как бизнес может поддерживать НКО. Это не только деньги, это и товары, и закупки у некоммерческой организации… У ЦРНО есть  брошюра, посвященная формам успешного взаимодействия бизнеса и НКО.

ИСТОЧНИК № 4 - ОБЩЕСТВО

Речь идет о  частных пожертвованиях  и спектр здесь тоже очень большой. Люди, готовые поддержать НКО, могут быть как состоятельными, так и самыми обычными. Соответственно, размеры взноса будут тоже совершенно разные. Есть, например, топ-менеджеры, которые регулярно поддерживают какие-то организации своим вкладом, участием в попечительских советах и деньгами. Некоторые из них также создают свои собственные фонды, но тогда это уже второй источник финансирования НКО (фонды). Но, когда говорят  о частных пожертвованиях, то в большинстве случаев имеются  в виду именно небольшие пожертвования из разряда "с миру по нитке". Здесь нужно понимать, что эти пожертвования должны быть рекуррентными, их должно быть удобно совершать, а сама НКО должна быть понятна и доступна. Способов сбора средств очень много - офлайн, онлайн, sms-пожертвования, через группы в соцсетях, сайты, банковские карты в пользу организаций и так далее. Еще один вариант - это краудфандинг, основанный на сборе средств с помощью платформ-агрегаторов. Но многие НКО предпочитают обходиться без посредника. За последние 20 лет процент организаций, которые свою деятельность поддерживают только из частных пожертвований, вырос в разы.

ИСТОЧНИК № 5 - ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ

Например, бюджет такой некоммерческой организации, как профсоюз, складывается из членских взносов, и это основной источник ее существования. Подобных организаций довольно много, например, профессиональные ассоциации, бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты и так далее. Возможны варианты, когда подобными источниками финансирования являются либо учредители организации, либо ее попечители, либо даже ее сотрудники. Еще пример использования внутренних ресурсов - когда организация извлекает определенную прибыль из своего имущества, то есть ведет предпринимательскую деятельность. И тут различают два вида предпринимательства - пассивное и активное. Осуществляя пассивное предпринимательство, НКО использует уже имеющиеся ресурсы. Например, можно сдавать помещение, которое находится в собственности у организации, или предоставлять машину, которая три раза в неделю развозит, допустим, инвалидов, а в остальные дни стоит без дела. Социальное предпринимательство, продажа с услуг государству, charity shop, авторский мерчендайзинг - это уже активная предпринимательская деятельность, которую может вести некоммерческая организация. Тем самым она использует свои товары и услуги, производимые в процессе деятельности, для извлечения прибыли, которую она направляет на основные цели.