10 января 2021

Подведены итоги проекта "Мой первый дом. Старт в будущее"

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают целый ряд проблем, одной из которых является воспитание "трудного ребенка". В настоящее время пробуются различные подходы к решению проблем подрастающего поколения. Чаще всего поднимаются вопросы подростковых девиаций со стороны семьи, образовательных и социальных учреждений. Подросток с делинквентным поведением противопоставляет себя обществу, не находя для себя места в нем. Возраст 14-18 лет – это сложный период, который характеризуется формированием собственного мнения, определением своего места в обществе. Поведение ребенка диктуется его морально-нравственным, культурным воспитанием, социализацией, взаимоотношениями в семье, между сверстниками, в коллективе, экономическим благополучием семьи ребенка. Традиционные способы профилактики и коррекции поведенческих нарушений подростков сегодня не всегда дают нужный результат и требуют новых инструментов.

Ресоциализация как социально ориентированный процесс является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы. Особенностью социализации несовершеннолетних осужденных является замещение одного из важнейших институтов социализации – семьи – учреждением. Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. У них недостаточно сформированы навыки самостоятельного проживания, ведения хозяйства, понимания алгоритма трудоустройства, выстраивания отношений в обществе, полностью отсутствует либо утрачен опыт проживания с кровной семьей. Социальная адаптация несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, представляет собой приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, приобретение навыков, позволяющих нормально жить в обществе.

Нами накоплен положительный опыт по реабилитации и социализации несовершеннолетних осужденных путем создания условий для удовлетворения их потребностей в самостоятельности, самоопределении, взаимодействии с гражданским обществом и развитии личности, для формирования активной жизненной позиции, приобретения социально-бытовых навыков. Проект "Мой первый дом. Старт в будущее" предполагает приобретение несовершеннолетними осужденными социального опыта посредством самоорганизации жизнедеятельности в условиях самостоятельного проживания в тренировочной квартире. Проект обладает мощным потенциалом, так как позволяет решать проблемы конкретного человека приемами, наиболее эффективными для него.

Третий этап проекта "Мой первый дом. Старт в будущее" проходил с 1 июля по 31 декабря 2020 года. Мероприятия, запланированные к реализации во третьем этапе, выполнены в полном объеме. Положительные результаты третьего этапа реализации проекта.

Для социализации и адаптации воспитанников к самостоятельной жизни после освобождения из Ангарской воспитательной колонии действует тренировочная квартира. Дополнительно организовано три рабочих места и организуется обучение по профессии "Изготовитель сувенирной продукции". Воспитанники получили знания, социально-бытовые и профессионально-трудовые навыки для дальнейшей самостоятельной жизни и социально адаптировались к предстоящей самостоятельной жизни после освобождения в социуме. В мероприятиях 3-го этапа проекта приняли участие 60 воспитанников колонии, которые прошли обучение по программе Школы подготовки к освобождению, 7 воспитанников прошли подготовку к освобождению с самостоятельным проживанием в тренировочной квартире. В проект вовлечено 12 наставников из числа успешных предпринимателей и общественных деятелей Ангарска и Иркутска.

Осужденные, самостоятельно проживающие в тренировочной квартире, приняли активное участие во Всероссийской акции #МЫВМЕСТЕ и собственными силами изготовили более 1500 многоразовых защитных масок (за 2 этапа - весна, осень), которые были переданы в социальные учреждения Иркутской области. Осужденные приобрели навыки правопослушного поведения. Несовершеннолетними лицами, принявшими участие в проекте с самостоятельным проживанием в тренировочной квартире, и освободившимися из Ангарской воспитательной колонии, в течение одного года не совершено повторных преступлений.

За период реализации проекта на территории Ангарской воспитательной колонии воспитанниками не допущено ни одного нарушения установленного порядка отбывания наказания, увеличилось число воспитанников значительно повысивших показателе в учебе и внеурочной деятельности. В положительную сторону изменилось поведение воспитанников, их отношение к учебе и труду. Так, из 20 выпускников 9, 11 классов 2019/2020 учебный год 8 воспитанников закончили обучение в школе на "хорошо" и "отлично". Кружковой и секционной работой охвачено 100% воспитанников колонии. Улучшился морально-психологический климат среди воспитанников и сотрудников колонии.

Реализацию проекта следует считает успешной. Все действия в проекте были регламентированы, мотивированы и направлены на получение не только своевременного, но и качественного результата. По итогам Всероссийского конкурса "Мой проект - моей стране", проведенном Общественной палатой РФ в 2020 году, проект признан лучшим социальным проектом в номинации "Базовые права и свободы граждан". В ходе проверок, проведенных в 2019-2020 гг прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, общественной наблюдательной комиссией по соблюдение прав человека в местах принудительного заключения Иркутской области, Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области, и ведомственными проверками, нарушений прав детей при реализации социально значимого проекта "Мой первый дом. Старт в будущее" не выявлено.

Руководитель проекта Евгений Иванов